Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности.
Разумеется, компьютер полезен. С помощью этой современной машины ребёнок:

  1. Растет технически грамотным.
  2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
  3. Развивает логическое мышление.
  4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
  5. Улучшает память.
  6. Учится концентрировать внимание.
  7. Учится визуально воспринимать объекты.
  8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
  9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Ребенок, много времени проводящий у компьютера, нередко начинает жить в виртуальном мире, неадекватно воспринимает реальность, порой даже боится ее. Такие дети отказываются от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно. Бывают случаи, когда дети не понимают, что «убить» можно только один раз, что жизнь дается только одна. У таких детей ослабляется чувство самосохранения или появляются агрессивные действия к товарищам или животным. Также у маленького человечка может развиться компьютерная зависимость, может случиться даже стресс, если оторвать его от любимой игрушки.
Итог всего вышесказанного заключается в том, что все хорошо в меру.

Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости

  1. Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
  2. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  3. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  4. Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
  5. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.
  6. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.
  7. Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Тесты для выявления компьютерной зависимости.

Официальный источник материала: книга «КАК СПРАВИТЬСЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ», С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова.

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета.

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

  1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
  2.  В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
  3.  У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
  4.  У вас есть боли в запястьях?
  5.  Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
  6.  Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
  7.  Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
  8.  Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
  9.  Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми?
  10.  Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
  11.  Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
  12.  Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
  13.  В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
  14.  В последнее время у вас было сильное желание играть?
  15.  Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
  16.  С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Тесты-опросники на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних

Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории. Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.

Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».

Блок I. Тесты для учащихся образовательных учреждений

Вариант 1.

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)
  2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)
  3. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)
  4. Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)
  5. Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)
  6. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)
  7. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)
  8. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)
  9. Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)
  10. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)

Вариант 2.

  1. Вам приходилось просить учителей, родителей заменить хотя бы часть знаний компьютерными играми? (да / нет)
  2. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить компьютерную игру? (да / нет)
  3. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере? (да / нет)
  4. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали? (да / нет)
  5. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой или сайта, когда приходили родители, учителя, друзья? (да / нет)
  6. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, раздражительности) или просто, чтобы успокоиться? (да / нет)
  7. Возникают ли у Вас головные боли после игры за компьютером? (да / нет)
  8. Пренебрегаете ли Вы приемом пищи из-за компьютерной игры? (да / нет)
  9. Пренебрегаете ли Вы личной гигиеной из-за компьютерной игры? (да / нет)
  10. В обычной жизни чувствуете ли Вы пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? (да / нет)

Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.
«Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.

Блок II. Тесты для родителей

Вариант 1.

Ваш ребенок, …

  1. Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)
  2. Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)
  3. Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)
  4. Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)
  5. Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)
  6. Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)
  7. Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)
  8. Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)
  9. Посещает различные запретные сайты? (да / нет)
  10. Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)

Вариант 2.

Ваш ребенок, …

  1. Испытывает раздражение при необходимости закончить игру? (да / нет)
  2. Из-за компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, родными? (да / нет)
  3. После компьютерной игры жалуется на головные боли, возникает сухость слизистой оболочки глаз? (да / нет)
  4. Высказывает желание проводить в Интернете больше времени? (да / нет)
  5. Во время компьютерной игры полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры? (да / нет)
  6. Из-за компьютерной игры пренебрегает питанием, личной гигиеной? (да / нет)
  7. В результате систематического времяпровождения за компьютером, потерял интерес к учебе, к спортивным секциям, кружкам? (да / нет)
  8. Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми или общением он-лайн? (да / нет)
  9. Проводя длительное время в Интернете, нарушает режим дня? (да / нет)
  10. Предпочитает общение с виртуальными друзьями, чем с реальными? (да / нет)

Подсчет результатов: производится родителями.
«Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации);
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Навигация по записям